Анализ работы

методического объединения учителей начальных классов

МБОУ «Ручьевская школа»

за 2015 – 2016 учебный год

 

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, и в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования.  Особое внимание следует обратить на профессиональную компетентность и педагогическое мастерство учителей, на развитие творческого потенциала, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Этот процесс протекает эффективнее в условиях организованной и планомерной работы каждого учителя. Критерии профессиональной деятельности учителя складываются из нескольких слагаемых, а именно из цели и задач работы, которые он перед собой ставит, направлений этой деятельности, уровня активности, методической и информационно-коммуникационной  обеспеченности, материальной базы и многих других факторов.

В 2015 – 2016 учебном году педагоги начальной школы работали над темой  « Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения

  Цель работы состояла в обеспечении освоения и использования наиболее эффективных приемов, методов  обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения   через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный  подходы в обучении младших школьников. Основные задачи работы были направлены на реализацию цели: совершенствование знаний педагогов в области методики преподавания предметов в условиях реализации ФГОС  НОО; обеспечение освоения и творческой реализации современных педагогических технологий; обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя; оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости; отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных); создание комфортной  образовательной  среды с целью сохранения психического и физического здоровья младших школьников и оптимизации  учебно-воспитательного процесса; совершенствование  педагогического мастерства учителей и воспитателей , их профессионального уровня,  обмен опытом успешной педагогической деятельности в рамках сетевого взаимодействия и районного методобъединения учителей начальной школы; работа над усовершенствованием форм внеурочной деятельности разных направлений; активизация работы  учителей и обучающихся в конкурсах различного уровня.

Методическое объединение начальных классов работало, руководствуясь нормативными документами государства и своего образовательного учреждения, программами и стандартами образования по ФГОС второго поколения.

 Школьное МО учителей начальных классов в своей профессиональной деятельности объединяло 4 учителя и 2 воспитателя. Кроме этого, с контингентом наших учащихся работали учителя физической культуры, изобразительного искусства, иностранного языка, музыки, учитель-логопед. Кадровый потенциал ШМО  характеризуется достаточным профессиональным уровнем: три учителя имеют первую квалификационную категорию. В нынешнем учебном году начальное звено насчитывало 4 класса, но комплекты классов немногочисленные по своему составу. 

Во  2-4 классах учебный план реализовался в количестве 26 часов,                          в 1 классе – в количестве 21 часа в неделю.  Обучение осуществлялось на основе рабочих программ, разработанных учителями в соответствии с ФГОС второго поколения. Кроме учебных занятий  была спланирована внеурочная деятельность учащихся, для участия в которой в нынешнем учебном году привлечены и учителя-предметники. Внеурочная деятельность спланирована по всем направлениям, предложенным  стандартом.

      Поставленные перед методическим объединением задачи решались в рамках методической работы при рассмотрении следующих тем: 

*       «Развитие учащихся в процессе формирования УУД на уроках литературного чтения» ;

*       «Формирование системы УУД обучающихся»;

*       «Формирование деятельностных способностей обучающихся начальных классов»;

*       «Проектная деятельность как средство формирования УУД».

Основными аспектами деятельности методобъединения в течение учебного года было  следующее:

1.     Ознакомление с новинками научной методической литературы, нормативными документами. Организация учебно-методического обеспечения на новый учебный год.

2.     Мониторинг  уровня обученности по результатам входных контрольных работ (2 – 4 классы). Мониторинг качества образования в течение всего учебного года. Итоговый контроль качества знаний на основе выполнения комплексных и административных работ.

3.     Адаптационный период у первоклассников. Режим дня, расписание уроков.

4.     Требования к современному уроку в условиях ФГОС в соответствии с типологией уроков системно-деятельностного метода (изучение теоретических аспектов). Изучение типологии уроков системно-деятельностного метода (теоретическое изучение, практическое применение).

5.     Изучение видов и форм контрольно-оценочных действий учащихся.

6.     Проведение диагностики группы по подготовке к школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

7.     Формирование УУД в урочной деятельности. Проблемы и результаты деятельности.

         Учителя приняли участие в ряде конкурсов, конференций и других творческих мероприятиях.

       На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. По итогам каждой четверти педагоги представляли отчёт о проведении контрольных работ.

       Все члены методического объединения посещали уроки, внеурочные занятия, воспитательные мероприятия  коллег с целью обмена опытом работы и наблюдения за эффективными приёмами работы, приёмами использования электронных образовательных ресурсов, отслеживали элементы системно-деятельностного метода.

Традицией методического объединения учителей начальных классов стало проводить совместные уроки и внеклассные мероприятия, посвящённые Дню знаний, основным календарным праздничным датам   и др. событиям. Так, в истекшем учебном году были проведены: «Мой край на карте Родины. Малая родина» (посвящено Дню знаний); урок мужества «Никто не забыт, ничто не забыто»; урок патриотического воспитания «День Героев Отечества»; «Здравствуй, осень золотая!»; «С Днём учителя!» (поздравительная открытка); «Правила дорожного движения» и др. мероприятия.

     Учителя начальных классов максимально используют в своей работе оборудование «Кабинета начальных классов. В каждом учебном кабинете в наличии персональные компьютеры. Все учителя используют в работе с классами аудиоприложения и электронные приложения к учебным комплектам.

      Подводя итоги учебной работы, можно сделать выводы о том, что рабочие программы по предметам, внеурочным занятиям реализованы педагогами полностью. В целом уровень подготовленности учащихся по классам в 2015 – 2016 учебном году можно оценить удовлетворительно. Формирование УУД у учащихся происходит совместно с учебно-воспитательным процессом, поэтому уровень постепенно повышается.

     Наряду с положительным в методической работе учителей начальных классов имеются и определенные недостатки:

1. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном.

2. Слабая вовлеченность педагогов и обучающихся в участие дистанционных олимпиад, конкурсов.

3. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

     С этой цель следует отметить резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе:

        активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах;

        продолжить развитие проектной деятельности учащихся;

        продолжить работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс;

        систематизировать работу по обобщению педагогического опыта;

        повысить процент участия учителей в различных профессиональных конкурсах.

Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.

    Анализ работы методического объединения учителей начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения.

 

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов

Содержание

Время проведения

Ответственные

Анализ деятельности

и состояния учебно – воспитательного процесса

1

Организация работы МО на  учебный год.

Составление, коррекция и согласование рабочих программ.

 

 август

 

учителя начальных классов,

руководитель МО Петренко Т.В.,

зам. директора по УВР Балым С.А.

2

Работа с нормативными документами для учителя и классного руководителя

сентябрь-   октябрь

учителя начальных классов

3

Составление планов работы классных руководителей. Утверждение графиков проведения родительских собраний. Утверждение графика проведения общешкольных мероприятий.

сентябрь

 

учителя начальных классов,

зам. директора по ВР Гой Н.А.

4

Входной контроль по русскому языку и математике. Анализ входного контроля.

сентябрь

учителя начальных классов,

зам. директора по УВР Балым С.А.

5

 Организация обучения первоклассников в адаптационный период.

сентябрь-    октябрь

учитель 1-го класса Масалыгина Т.А.,

руководитель МО Петренко Т.В., зам. директора по УВР Балым С.А.

6

Контроль и анализ  итогов I полугодия

декабрь

учителя начальных классов,

зам. директора по УВР Балым С.А.

7

Анализ выполнения рабочих программ за I полугодие

январь

учителя начальных классов,

руководитель МО Петренко Т.В., зам. директора по УВР Балым С.А.

8

Анализ контрольных срезов по русскому языку и математике в 3-4 классах

март-  апрель

учителя 3-4-х классов,

зам. директора по УВР Балым С.А.

9

Итоговый контроль. Анализ итогов года.

май

учителя начальных классов,

зам. директора по УВР Балым С.А.

10

Анализ выполнения рабочих программ за учебный год

май

учителя начальных классов,

руководитель МО Петренко Т.В.,

зам. директора по УВР Балым С.А.

11

Анализ работы МО за год

май

руководитель МО Петренко Т.В.

Методики и технологии учебно-воспитательной работы

 

1

 Пред школьная подготовка детей.

 

 сентябрь

руководитель МО Петренко Т.В.

 

2

Совершенствование качества современного урока. Повышение его эффективности. Формирование универсальных учебных действий (УДД). Папка личных достижений обучающихся.

 

 ноябрь

руководитель МО Петренко Т.В.

 

3

 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

октябрь-апрель

учителя начальных классов

4

Практика работы с одарёнными детьми, приобщение их к активной исследовательской и проектной деятельности.

 

 декабрь

руководитель МО Петренко Т.В.

 

5

Методология педагогического проектирования. Подготовка и проведение исследовательских проектов.

декабрь-апрель

учителя начальных классов,

руководитель МО Петренко Т.В.,

 зам. директора по УВР Балым С.А.

6

Выступления учителей по методическим темам самообразования.

 

 февраль

 апрель

 

руководитель МО Петренко Т.В.

 

7

 ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников. Портфолио обучающихся.

март

учителя начальных классов,

руководитель МО Петренко Т.В.,

 

8

Итоги деятельности МО за год.

май

руководитель МО Петренко Т.В.

 

Профессиональная поддержка и текущее консультирование педагогов

 

1

Взаимопосещение  уроков

сентябрь -  май

учителя начальных классов

2

Публикации творчески работающих учителей школы. Знакомство с публикациями.

сентябрь -  май

учителя начальных классов,

руководитель МО Петренко Т.В.

3

Пополнение «методической копилки».   Работа учителей по темам самообразования.

сентябрь -  апрель

учителя начальных классов,

руководитель МО Петренко Т.В.

4

 Консультирование по темам:

- Контрольно-оценочная система с использованием различных инструментов без отметочного оценивания в 1 классе.

- Развитие речи и навыков чтения обучающихся.

- Обучение и воспитание  школьников с использованием информационных технологий

- Сопряжённость детско-родительских отношений и развития познавательных способностей школьников.  Актуальные методы и приёмы вовлечения родителей в образовательный процесс.

 

сентябрь-октябрь

 

 

декабрь-январь

февраль

 

 

март

зам. директора по УВР Балым С.А.,

руководитель МО Петренко Т.В.

6

Посещение курсов повышения квалификации

сентябрь -  май

учителя начальных классов

7

 Посещение районных, краевых научно-методических семинаров, уроков, внеклассных мероприятий

август-

май

зам. директора по УВР Балым С.А.,

руководитель МО Петренко Т.В.

Методическая  деятельность педагогов в рамках

учебно – воспитательного процесса

 

1

Выявление учащихся с повышенными учебными возможностями. Подготовка обучающихся к олимпиадам по предметам.

сентябрь прель

учителя начальных классов

2

Участие в олимпиадах и конкурсах  разного уровня.

сентябрь прель

учителя начальных классов.

зам. директора по УВР Балым С.А.,

руководитель МО Петренко Т.В.

3

Организация и проведение методической недели начальных классов

март

учителя начальных классов,

зам. директора по УВР Балым С.А.,

руководитель МО Петренко Т.В.

4

Проведение открытых уроков по предметам

ноябрь-апрель

учителя начальных классов,

 

5

 Проведение открытых  внеклассных мероприятий

сентябрь прель

учителя начальных классов,

зам. директора по ВР Гой Н.А.,

6

 Подготовка и проведение исследовательских проектов. Работа по плану исследования. Защита проектов учащимися.

октябрь-апрель

учителя начальных классов,

зам. директора по УВР Балым С.А.,

руководитель МО Петренко Т.В.

Диагностика педагогической успешности, подготовка к аттестации

 

1

Подготовка документов на аттестацию учителей.

сентябрь -  май

учителя начальных классов,

зам. директора

по УВР Балым С.А.,

2

Обобщение опыта работы аттестуемых учителей.

сентябрь -  май

 учителя начальных классов,

3

Мониторинг работы МО за  год

февраль-май

 зам. директора по УВР Балым С.А.,

руководитель МО Петренко Т.В.