Анализ работы
методического объединения учителей начальных классов
МБОУ «Ручьевская школа»
за 2015 – 2016 учебный год
Методическая
работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и
передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного
процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на
всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого
учителя, развитие и повышение творческого потенциала педагогического
коллектива, и в конечном счете – на совершенствование
учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования. Особое внимание следует обратить на
профессиональную компетентность и педагогическое мастерство учителей, на
развитие творческого потенциала, на совершенствование учебно-воспитательного
процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития
школьников. Этот процесс протекает
эффективнее в условиях организованной и планомерной работы каждого учителя.
Критерии профессиональной деятельности учителя складываются из нескольких
слагаемых, а именно из цели и задач работы, которые он перед собой ставит,
направлений этой деятельности, уровня активности, методической и
информационно-коммуникационной
обеспеченности, материальной базы и многих других факторов.
В 2015 – 2016 учебном
году педагоги начальной школы работали над темой «
Формирование творческого потенциала
учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и
воспитания, реализующих стандарты
второго поколения.»
Цель работы состояла в обеспечении освоения и использования наиболее
эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на
основе личностно – ориентированного обучения через освоение и
внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и
дифференцированный подходы в обучении младших школьников. Основные задачи работы были направлены на
реализацию цели: совершенствование знаний педагогов в области методики
преподавания предметов в условиях реализации ФГОС НОО; обеспечение освоения и творческой
реализации современных педагогических технологий; обновление содержания
образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в
практику работы продуктивных технологий, ориентированных на развитие личности
ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя; оказание
педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости;
отслеживание уровня сформированности универсальных
учебных действий (личностных, метапредметных,
предметных); создание комфортной образовательной среды
с целью сохранения психического и физического здоровья младших
школьников и оптимизации учебно-воспитательного процесса; совершенствование педагогического мастерства учителей и
воспитателей , их профессионального уровня, обмен опытом успешной педагогической
деятельности в рамках сетевого взаимодействия и районного методобъединения
учителей начальной школы; работа над усовершенствованием форм внеурочной
деятельности разных направлений; активизация работы учителей и обучающихся в конкурсах различного
уровня.
Методическое
объединение начальных классов работало, руководствуясь нормативными документами
государства и своего образовательного учреждения, программами и стандартами
образования по ФГОС второго поколения.
Школьное МО
учителей начальных классов в своей профессиональной деятельности объединяло 4
учителя и 2 воспитателя. Кроме этого, с контингентом наших учащихся работали
учителя физической культуры, изобразительного искусства, иностранного языка,
музыки, учитель-логопед. Кадровый
потенциал ШМО характеризуется
достаточным профессиональным уровнем: три учителя имеют первую квалификационную
категорию. В нынешнем учебном году начальное звено насчитывало 4 класса,
но комплекты классов немногочисленные по своему составу.
Во 2-4 классах учебный план реализовался в
количестве 26 часов, в 1 классе – в количестве 21 часа
в неделю. Обучение осуществлялось на
основе рабочих программ, разработанных учителями в соответствии с ФГОС второго
поколения. Кроме учебных занятий была
спланирована внеурочная деятельность учащихся, для участия в которой в нынешнем
учебном году привлечены и учителя-предметники. Внеурочная деятельность
спланирована по всем направлениям, предложенным
стандартом.
Поставленные перед методическим объединением задачи решались в рамках
методической работы при рассмотрении следующих тем:
*
«Развитие
учащихся в процессе формирования УУД на уроках литературного чтения» ;
*
«Формирование
системы УУД обучающихся»;
*
«Формирование
деятельностных способностей обучающихся начальных
классов»;
*
«Проектная
деятельность как средство формирования УУД».
Основными аспектами деятельности методобъединения в течение учебного года было следующее:
1. Ознакомление с новинками научной методической литературы, нормативными документами. Организация учебно-методического обеспечения на новый учебный год.
2. Мониторинг уровня обученности по результатам входных контрольных работ (2 – 4 классы). Мониторинг качества образования в течение всего учебного года. Итоговый контроль качества знаний на основе выполнения комплексных и административных работ.
3. Адаптационный период у первоклассников. Режим дня, расписание уроков.
4. Требования к современному уроку в условиях ФГОС в соответствии с типологией уроков системно-деятельностного метода (изучение теоретических аспектов). Изучение типологии уроков системно-деятельностного метода (теоретическое изучение, практическое применение).
5. Изучение видов и форм контрольно-оценочных действий учащихся.
6. Проведение диагностики группы по подготовке к школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
7. Формирование УУД в урочной деятельности. Проблемы и результаты деятельности.
Учителя приняли участие в ряде
конкурсов, конференций и других творческих мероприятиях.
На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и
приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. По итогам каждой четверти педагоги
представляли отчёт о проведении контрольных работ.
Все члены методического объединения
посещали уроки, внеурочные занятия, воспитательные мероприятия коллег с целью обмена опытом работы и
наблюдения за эффективными приёмами работы, приёмами использования электронных
образовательных ресурсов, отслеживали элементы системно-деятельностного
метода.
Традицией
методического объединения учителей начальных классов стало проводить совместные
уроки и внеклассные мероприятия, посвящённые Дню знаний, основным календарным
праздничным датам и др. событиям. Так,
в истекшем учебном году были проведены: «Мой край на карте Родины. Малая родина» (посвящено Дню знаний); урок мужества «Никто не
забыт, ничто не забыто»; урок патриотического воспитания «День Героев
Отечества»; «Здравствуй, осень золотая!»; «С Днём учителя!» (поздравительная
открытка); «Правила дорожного движения» и др. мероприятия.
Учителя начальных классов максимально
используют в своей работе оборудование «Кабинета начальных классов. В каждом
учебном кабинете в наличии персональные компьютеры. Все учителя используют в
работе с классами аудиоприложения и электронные
приложения к учебным комплектам.
Подводя итоги учебной работы, можно
сделать выводы о том, что рабочие программы по предметам, внеурочным занятиям
реализованы педагогами полностью. В целом уровень подготовленности учащихся по
классам в 2015 – 2016 учебном году можно оценить удовлетворительно.
Формирование УУД у учащихся происходит совместно с учебно-воспитательным
процессом, поэтому уровень постепенно повышается.
Наряду с положительным в методической работе
учителей начальных классов имеются и определенные недостатки:
1. Проблема преемственности между
начальной школой и средним звеном.
2. Слабая вовлеченность педагогов и
обучающихся в участие дистанционных олимпиад, конкурсов.
3. Участие в профессиональных конкурсах
различного уровня.
С этой цель следует отметить резервы для повышения качества
учебно-воспитательного процесса в начальной школе:
•
активизировать
работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах;
•
продолжить
развитие проектной деятельности учащихся;
•
продолжить
работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс;
•
систематизировать
работу по обобщению педагогического опыта;
•
повысить
процент участия учителей в различных профессиональных конкурсах.
Решение этих проблем предполагается
обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с
индивидуальными возможностями каждого педагога.
Анализ работы методического объединения
учителей начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены,
чему способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения.
№ |
Содержание |
Время проведения |
Ответственные |
Анализ деятельности и состояния учебно –
воспитательного процесса |
|||
1 |
Организация работы МО на учебный год. Составление, коррекция и согласование рабочих программ. |
август |
учителя начальных классов, руководитель МО Петренко
Т.В., зам. директора по УВР Балым С.А. |
2 |
Работа с нормативными документами для учителя и классного руководителя |
сентябрь- октябрь |
учителя начальных классов |
3 |
Составление
планов работы классных руководителей. Утверждение графиков проведения
родительских собраний. Утверждение графика проведения общешкольных
мероприятий. |
сентябрь |
учителя
начальных классов, зам.
директора по ВР Гой Н.А. |
4 |
Входной
контроль по русскому языку и математике. Анализ входного контроля. |
сентябрь |
учителя
начальных классов, зам.
директора по УВР Балым С.А. |
5 |
Организация обучения первоклассников в
адаптационный период. |
сентябрь- октябрь |
учитель 1-го
класса Масалыгина Т.А., руководитель
МО Петренко Т.В., зам. директора по УВР Балым С.А. |
6 |
Контроль и
анализ итогов I полугодия |
декабрь |
учителя
начальных классов, зам.
директора по УВР Балым С.А. |
7 |
Анализ
выполнения рабочих программ за I полугодие |
январь |
учителя
начальных классов, руководитель
МО Петренко Т.В., зам. директора по УВР Балым С.А. |
8 |
Анализ
контрольных срезов по русскому языку и математике в 3-4 классах |
март- апрель |
учителя 3-4-х
классов, зам.
директора по УВР Балым С.А. |
9 |
Итоговый контроль.
Анализ итогов года. |
май |
учителя
начальных классов, зам.
директора по УВР Балым С.А. |
10 |
Анализ
выполнения рабочих программ за учебный год |
май |
учителя
начальных классов, руководитель
МО Петренко Т.В., зам.
директора по УВР Балым С.А. |
11 |
Анализ работы
МО за год |
май |
руководитель
МО Петренко Т.В. |
Методики и
технологии учебно-воспитательной работы |
|||
1 |
Пред школьная
подготовка детей. |
сентябрь |
руководитель
МО Петренко Т.В. |
2 |
Совершенствование
качества современного урока. Повышение его эффективности. Формирование универсальных учебных действий (УДД). Папка
личных достижений обучающихся. |
ноябрь |
руководитель
МО Петренко Т.В. |
3 |
Формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни. |
октябрь-апрель |
учителя
начальных классов |
4 |
Практика работы с одарёнными
детьми, приобщение их к активной исследовательской и проектной деятельности. |
декабрь |
руководитель
МО Петренко Т.В. |
5 |
Методология
педагогического проектирования. Подготовка и проведение исследовательских
проектов. |
декабрь-апрель |
учителя
начальных классов, руководитель
МО Петренко Т.В., зам. директора по УВР Балым
С.А. |
6 |
Выступления
учителей по методическим темам самообразования. |
февраль апрель |
руководитель
МО Петренко Т.В. |
7 |
ФГОС и совершенствование системы контроля и
оценивания достижений младших школьников. Портфолио
обучающихся. |
март |
учителя
начальных классов, руководитель
МО Петренко Т.В., |
8 |
Итоги
деятельности МО за год. |
май |
руководитель
МО Петренко Т.В. |
Профессиональная
поддержка и текущее консультирование педагогов |
|||
1 |
Взаимопосещение уроков |
сентябрь
- май |
учителя
начальных классов |
2 |
Публикации
творчески работающих учителей школы. Знакомство с публикациями. |
сентябрь
- май |
учителя
начальных классов, руководитель
МО Петренко Т.В. |
3 |
Пополнение «методической
копилки». Работа учителей по темам
самообразования. |
сентябрь
- апрель |
учителя
начальных классов, руководитель
МО Петренко Т.В. |
4 |
Консультирование по темам: -
Контрольно-оценочная система с использованием различных инструментов без
отметочного оценивания в 1 классе. - Развитие
речи и навыков чтения обучающихся. - Обучение и
воспитание школьников с использованием
информационных технологий -
Сопряжённость детско-родительских отношений и развития познавательных
способностей школьников. Актуальные
методы и приёмы вовлечения родителей в образовательный процесс. |
сентябрь-октябрь декабрь-январь февраль март |
зам.
директора по УВР Балым С.А., руководитель
МО Петренко Т.В. |
6 |
Посещение курсов повышения квалификации |
сентябрь - май |
учителя начальных классов |
7 |
Посещение районных, краевых
научно-методических семинаров, уроков, внеклассных мероприятий |
август- май |
зам. директора по УВР Балым С.А., руководитель МО Петренко Т.В. |
Методическая
деятельность педагогов в рамках учебно – воспитательного процесса |
|||
1 |
Выявление учащихся с
повышенными учебными возможностями. Подготовка обучающихся
к олимпиадам по предметам. |
сентябрь -апрель |
учителя начальных классов |
2 |
Участие в олимпиадах и
конкурсах разного уровня. |
сентябрь -апрель |
учителя начальных классов. зам. директора по УВР Балым С.А., руководитель МО Петренко Т.В. |
3 |
Организация и проведение
методической недели начальных классов |
март |
учителя начальных классов, зам. директора по УВР Балым С.А., руководитель МО Петренко Т.В. |
4 |
Проведение открытых уроков
по предметам |
ноябрь-апрель |
учителя начальных классов, |
5 |
Проведение открытых внеклассных мероприятий |
сентябрь -апрель |
учителя начальных классов, зам. директора по ВР Гой
Н.А., |
6 |
Подготовка и проведение исследовательских
проектов. Работа по плану исследования. Защита проектов учащимися. |
октябрь-апрель |
учителя начальных классов, зам. директора по УВР Балым С.А., руководитель МО Петренко Т.В. |
Диагностика педагогической успешности, подготовка
к аттестации |
|||
1 |
Подготовка документов на
аттестацию учителей. |
сентябрь - май |
учителя начальных классов, зам. директора по УВР Балым
С.А., |
2 |
Обобщение опыта работы
аттестуемых учителей. |
сентябрь - май |
учителя начальных классов, |
3 |
Мониторинг работы МО за год |
февраль-май |
зам. директора по УВР Балым
С.А., руководитель МО Петренко Т.В. |